УЛУЧШЕНИЕ АКУСТИКИ В ШКОЛАХ ПОЗВОЛИТ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 25%!(1)
На протяжении тысяч лет наш слух формировался таким образом, чтобы мы могли хорошо слышать вне помещения, на открытом воздухе. Сегодня же до 90% времени мы проводим в помещении, т.е. в среде, непривычной для человеческого слуха. Начиная с самого детства мы посещаем детский сад, а затем – школу, в которой проводим несколько часов в день. Во избежание появления проблем со здоровьем помещения должны быть спроектированы таким образом, чтобы помочь ученикам и преподавателям чувствовать себя комфортно и быть готовыми к обучению, а не испытывать стресс или усталость из-за посторонних шумов.
Любое помещение обладает своими акустическими свойствами. Распространяемые в нем звуковые волны встречают на своем пути различные преграды. Даже несмотря на то, что мы редко обращаем внимание на звук, плохая акустика может сильно навредить нашему самочувствию. Особенно остро некомфортная акустическая среда может влиять на здоровье, социальное поведение и продуктивность деятельности детей школьного возраста. И хотя низкая успеваемость учеников может быть обусловлена различными причинами, тем не менее, одной из них является неблагоприятная акустическая среда.
Главное отрицательное действие шума – ухудшение восприятия речи. Кратковременная память у детей на фоне шума функционирует хуже, чем у взрослых. Как известно, именно кратковременная память играет важную роль при овладении речью, письмом и чтением. Педагоги также страдают от плохой акустики в классе, а ведь хорошая звуковая среда влияет на успеваемость школьников и на 75% снижает риск развития профессиональных заболеваний у учителей!
Причинно-следственная связь
Под фоновым шумом подразумевают многократные и хаотические отражения звуковых волн от твердых и гладких поверхностей потолка, стен и пола. Гул ухудшает слышимость и разборчивость речи. Не расслышав преподавателя учащиеся теряют интерес к предмету урока, отвлекаются и переключаются на посторонние дела. Исследования Американского акустического общества показали, что увеличение фонового шума на 10 дБ в конечном счете приводит к снижению результатов в тестах на усвоение информации на 5-7%. Чтобы преодолеть шум, учитель говорит громче, а постоянное напряжение ухудшает самочувствие. По данным фонда «Отикон», до 80% учителей испытывают проблемы с голосовыми связками и горлом (хронический ларингит, потеря голоса, инфекционные заболевания горла и т.д.). У людей других профессий этот показатель составляет всего 5%.
Инновационные решения в акустике направлены именно на устранение этой «шумной» проблемы: строительные материалы поглощают звуковые волны, защищая помещения от шума. При этом дети отлично слышат каждое слово учителя, что способствует лучшему восприятию информации, они охотнее включаются в работу. В ходе исследований Бременского Университета выяснилось, что при обучении в модернизированных помещениях уровень шума снижается на 13 дБ по сравнению с занятиями в помещениях без звукопоглощающей отделки. Если уроки ведутся по классической методике, когда учитель говорит, а ученики слушают, этот показатель не превышает 10 дБ (данные исследований Университета Хериот-Ватт, Великобритания). В классах легко поддерживать дисциплину – в спокойной обстановке ученики стараются говорить ровным голосом на пониженных тонах, чтобы не нарушать «тихую» атмосферу.
В благоприятной акустической среде преподаватели чувствуют себя комфортно – содержание гормонов в крови и частота сердечных сокращений не выходят за границы нормы. Анализ измерений, проводимых группой исследователей Бременского университета, свидетельствует, что у преподавателей, работающих в классах с качественной акустической отделкой, сердечный ритм снижается на 10 ударов по сравнению с их коллегами, продолжающими обучать детей в стандартных классах.
Решение есть!
У рассматриваемой нами проблемы есть довольно простое решение – создание благоприятной акустической среды. Для этих целей в образовательных учреждениях следует использовать акустические материалы, которые поглощают наиболее утомительный и раздражающий низкочастотный шум, что особенно важно для так называемых «чувствительных» детей, то есть учащихся с нарушениями слуха (часто не выявленными), школьников, обучающихся не на родном языке, а также учеников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (по проведенным в Великобритании исследованиям они составляют 21% от посещающих школу детей). В больших аудиториях, в которых расстояние между преподавателями и учащимися превышает 8 метров, над классной доской и местом учителя устанавливают звукоотражающие панели, усиливающие звучание речи.
В коридорах и рекреациях шум распространяется на большие расстояния и переносится из одного конца здания в другой, создавая критическую звуковую ситуацию на переменах и мешая проведению занятий во время уроков. Для улучшения акустики в проходных зонах используют звукопоглощающие панели с ударопрочным покрытием и увеличенным форматом. Такие модули выдерживают случайные удары, например, школьными портфелями, сумками и ранцами. К тому же они создают графическую потолочную композицию, обогащающую интерьер утилитарных протяженных помещений.
Для спортивных залов и бассейнов характерно возникновение гулкого эха, которое не только заглушает речь, но и крайне негативно воздействует на слуховой аппарат. Преподаватели физкультуры и тренеры испытывают постепенное необратимое снижение слуха. В спортивных залах монтируют потолки, настенные экраны из высокопрочных панелей, способных выдерживать интенсивные ударные нагрузки. В служебных и влажных помещениях (бассейнах, раздевалках) эти продукты сочетают с влагостойкими звукопоглотителями.
Столовая играет многоплановую роль школьной жизни. Ученики и преподаватели приходят сюда не только, чтобы перекусить, но и отдохнуть, обменяться мнениями, пообщаться в дружеской компании. Чтобы шум не испортил удовольствие от приема пищи и приятной беседы, в столовых монтируют специальные звукопоглощающие панели, которые отличаются высокой износостойкостью и способностью выдерживать многочисленные циклы влажной уборки с применением активных моющих и дезинфицирующих средств.
Всё лучшее – детям!
Мировая практика показывает, что эффективным способом создания благоприятной акустической среды является использование звукопоглощающих панелей. Качественная звукопоглощающая отделка также отражает и рассеивает дневной свет (из 85% отраженных солнечных лучей 99% рассеивается). Таким образом, улучшается естественная освещенность помещений, что имеет огромное значение для охраны зрения школьников. К этому следует добавить и прагматическую выгоду – благодаря прекрасным оптическим свойствам акустических панелей расходы на искусственное освещение классов снижаются.
В следующий раз, когда вы пойдете забирать своего ребенка из школы, просто посмотрите вокруг. Зайдите в любое помещение, в котором проходят занятия. Прислушайтесь. Что вы слышите? Слышно ли, что говорят преподаватели и ученики? Насколько четко слышна речь и приходится ли напрягать слух, чтобы разобрать слова? Насколько высок общий уровень шума? Испытываете ли вы стресс?
Возможно, нам всем стоит задуматься о создании благоприятной акустической среды…
(1)М. Клатте и Т. Лахманн «Много шума об обучении: акустические условия в классных комнатах и что они означают для обучения». Германия, 2009 г.
Статья подготовлена бизнес-подразделением ECOPHON компании «Сен-Гобен».